Цель: развивать у детей творчество, фантазию и эстетический вкус.
Задачи:
- формировать умение самостоятельно
выбирать содержание своего рисунка, отображать собственные впечатления и
представления о разных периодах осени;
- формировать потребность из индивидуальных работ составлять общий рисунок, умение оценивать свои работы;
- закреплять технические приемы рисования красками всей кистью и
её кончиком, использование боковых и вертикальных мазков;
- воспитывать любовь к различным видам искусства.
Развивающая среда: альбомные листы различной формы
(тонированные голубым и серым цветом), кисти, краски- гуашь (красная,
оранжевая, желтая, белая, коричневая, черная), салфетки, баночки с
водой.
Аудиозапись "голос Осени", "Звуки природы". Музыкальное
произведение Вивальди, П.И. Чайковского "Времена года - осень". Ширма или
панно для вывешивания работ (сухих).
Предварительная работа: чтение стихов: А. Толстого
"Осень", И. Бунин "Осень", А.С. Пушкин "Унылая пора!",М. Алимбаев
"Примет осени"; разучивание песен: "Листопад", "Осенняя песнь".
Рассматривание картин и иллюстраций об осени. Рассматривание детских
работ, нарисованных за осенний период, на темы: "Радостная осень",
"Осенний лес", "Дары осени", "Листопад". Наблюдения на прогулке, сбор
гербария. Экологические занятия и игры по теме "Осень".
Ход занятия:
Здравствуйте ребята ! Посмотрите как у нас красиво! (группа
украшена осенними листьями, в вазах букеты с засушиными листьями,
экибаны и т.д.). (Раздается стук в дверь, пом. воспитателя говорит :
"Извините, я вытирала пыль на окне в приемной и нашла корзинку, не
знаю, кто оставил").
-Интересно, кто мог ее оставить. Давайте посмотрим, что в ней?
(Дети обнаруживают в ней аудиокассету)
Воспитатель предлагает послушать, что на ней записано.
(Дети садятся на стулья)
Звучит запись:
"Ребята, отгадайте мою загадку и тогда вы узнаете кто я?
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю.
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю
Но не касаюсь сосен
Кто же я:(ответы детей). Молодцы ребята! Вы отгадали загадку.
(грустно) Дело в том, что я пришла с вами попрощаться. Сегодня мой
последний день, а завтра уже в свои права вступает зима".
(Запись выключается)
- С каким настроением говорила с нами осень?(ответы детей)
-А, давайте мы ее порадуем. Ведь мы сможем сделать для нее подарок, тем более мы уже очень много с вами знаем об осени.
Как мы можем её порадовать? (спеть пе6сню, прочитать стихи, и т. д.)
Ребята, давайте мы споём осени песню, пусть она послушает и у неё
поднимется настроение. (Воспитатель включает аудиозапись музыки к
песне)
Исполняется песня "Осенняя песнь" Зинаида Роот
-Ребята, а какую осень мы знаем? (ответы детей)
-А как мы называем раннюю осень? (золотой)
- А как называется поздняя осень? (серебряная)
-Правильно ребята. Сегодня последний день осени, а на улице уже
давно лежит снег, листья облетели с деревьев, звери спрятались по своим
"домам".
"Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса". (отрывок А.С. Пушкина)
(воспитатель предлагает детям почитать стихи об осени, разученные на занятиях по худ. литературе)
-Осень чудная пора. Она вдохновляет художников писать картины,
поэты сочиняют стихи, а музыканты сочиняют музыку. Давайте одно из
таких произведений мы послушаем. Музыкальное произведение Вивальди
"Времена года - осень".
(Воспитатель включает для прослушивания отрывок произведения)
-Понравилось вам произведение ?(ответы детей)
-Какое у неё настроение? (ответы детей)
-Эта музыка может вдохновить художника, для того чтобы нарисовать картину?
-А давайте, мы сейчас с вами, превратимся в маленьких художников,
нарисуем картины, и это будет нашим подарком для осени.
Воспитатель предлагает детям самостоятельно решить для себя,
какую картину они будут рисовать: раннюю осень или позднюю.
Следовательно, дети самостоятельно выбирают листы бумаги нужного им
тона и формы (бумага заранее разложена на отдельном столе)
Дети проходят со своими листочками на приготовленные места, за столами.
(включается записи "Времена года - осень" П.И Чайковского, Вивальди)
Воспитатель напоминает и показывает, как правильно держать кисть,
как нужно сидеть за столом. По ходу занятия закрепляет правила
пользования салфеткой и водой. Напоминает детям, что лишнюю краску мы
снимаем о край баночки. Так же побуждает детей вносить в рисунок
интересные дополнения. Например: "А. что если кроме деревьев на
картинке появятся и животные:" и т. д.
По мере того, как дети будут заканчивать свои работы, они вместе с воспитателем размещают их на столе.
(Пока работы сохнут, воспитатель вместе с детьми проводит анализ работ)
-Посмотрите ребята на свои работы, какие они у вас получились
красивые. На каких картинках осень ранняя, а где поздняя осень?
- Как вы думаете, понравятся ваши подарки осени?
(Воспитатель включает аудиозапись)
"Большое спасибо вам ребята за чудесный подарок. И теперь мне
совсем не грустно уходить. До свидания ребята! До следующего года!"
Дата публикации 14 ноября 2011 года.