Главная Понедельник, 16.12.2024, 20:35

Персональный сайт воспитателя

Романовской Елены Васильевны

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 17
Статистика

Публикации

Статья напечатана в методическом пособии «Экология человеческих отношений» в издательстве центре Московского областного гуманитарного института в 2010 году.

 

 

ОСОБЕННОСТИ РЕЖИССЕРСКОЙ ИГРЫ С СОЦИАЛЬНЫМ СЮЖЕТОМ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ

 

Романовская Е.В.,

МДОУ детский сад комбинированного вида «Детство»,

Г.о. Котельники, Московская область

 

Формирование игры дошкольника на основе понимания индивидуальных особенностей детей, а также потребность исследования закономерностей появления у детей социального опыта делают актуальным исследование у дошкольников особенностей режиссерской игры с социальным сюжетом. В режиссерской игре дошкольника появляется его уровень готовности к усвоению социального опыта. Социальное содержание игры составляют представления ребенка о взаимоотношениях персонажей и их социальном поведении, сам же ребенок выполняет режиссерские функции. Какой же механизм формирования этих представлений? Поскольку поведение индивида, как взрослого, так и дошкольника, не может быть разложено на отдельные составляющие, мы можем только гипотетически предположить, что в режиссерской игре в конкретном случае, где предполагается для игры набор бытовых предметов, при создании игры оказывается задействован механизм подражания.

В своей работе «психология игры» Д.Б. Эльконин назвал режиссерские игры особым типом индивидуальной игры ребенка, и в силу своего своеобразия режиссерской игры представляют особый интерес для психологии детской игры.

Игра дошкольника изучается с многих сторон и с использованием различных подходов.

Несмотря на большое количество исследований, посвященных игре, вопрос об индивидуальных различиях игры, организуемой ребенком, изучен недостаточно. Работы, рассматривающие индивидуальные особенности игры, сделаны в основном в психоаналитической концепции.

В качестве диагностического средства наилучшим образом выступает режиссерская игра, то есть игра ребенка самого с собой без участия сверстников и без вмешательства взрослого. Чтобы максимально приблизить такую игру к тексту, попробуем предъявить к ней те же требования, что и к процедуре любого тестирования. Мы хотели бы использовать игру в качестве объективного и стандартизированного измерения, что подразумевает единообразие процедуры поведения и оценки выполнения задания, в данном случае, игры с определенным сюжетом. Мы хотели, кроме того, узнать, как дети представляют себе действия взрослых людей, которые их окружают и обслуживают, то есть мы ждали от детей воспроизведения знакомой им бытовой ситуации, с которой сталкивается любой ребенок, кто бы его ни воспитывал и кто бы за ним ни ухаживал.

Психологи подчеркивают, что в игре ребенка проявляются его представления об окружающем мире, своего рода социальная схема. Нам хотелось бы узнать, как зависит такое игровое изображение от интеллекта ребенка. Для этого мы воспользовались имеющимися у нас данными о диагнозе, ввели математическую оценку для числа всех упомянутых действий и т.д.

Под игрой понимается разнообразие видов деятельности ребенка, это могут быть спортивные игры и, например, настольные головоломки, в которых ребенок действует в качестве себя самого. И только ролевая игра дает ребенку возможность выступать в роли совершенно другого лица и видеть в партнере по игре вымышленный персонаж.

Собрав значительное количество протоколов описания режиссерской игры различных детей, внимательно изучая и сравнивая их, мы обнаружили ,что разные дети показывают очень разную по степени развернутости содержания игру. Преобладающей в этой игре оказывается констатирующая речь ребенка: играющий сообщает, что сделал тот или иной персонаж.

Наиболее удобным для сравнения произнесенной ребенком речи нам представилось сравнение по количеству упоминаемых в игре действий мамы, папы и других действующих лиц, по количеству взаимодействий между персонажами. Коротко лишь отметим, что ребенку предлагаются 10 игрушек, представляющих предметы домашнего обихода, и шесть фигурок людей неопределенного возраста; таким образом, предлагаемый ребенку набор игрушек весьма однозначно наталкивает его на разыгрывание ситуации, происходящей дома.

В процессе совместной деятельности с близкими и значимыми людьми ребенок учится понимать тонкие нюансы эмоционального содержания человеческого взаимодействия, нормы и правила жизнедеятельности внутри семьи, что впоследствии помогает ему найти свое место внутри социума, то место, на котором индивид сможет наиболее полно применить свои способности с максимальным учетом всех своих личностных особенностей.

Ребенок дошкольного возраста воспроизводит в режиссерской игре с бытовым сюжетом те действия взрослых, которые он видел, выделил и сумел вспомнить в момент игры.

Мера развернутости игры не случайна и связана с личностными особенностями ребенка. Она показывает уровень развития речевых способностей, готовность ребенка входить в условный мир игры и, вместе с тем, отражает уровень сложности сформированной у ребенка схемы социального мира.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.                Карпова, С.Н. Игра и нравственное развитие дошкольников/ С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк. – М.: Изд-во МГУ, 1986.

2.                Новоселова, С.Л. Начальные формы режиссерских игр у трехлетних детей: Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников / С.Л. Новоселова. – М., 1985.

3.                Пухова, Т.И. Развитие представлений о семейных отношениях у детей / Т.И. пухова// Вопросы психологии.- 1996.-№2.-С.14-23.

4.                Проблемы дошкольной игры, психолого-педагогический аспект. – М., 1987.

5.                Репина, Т.А. Общение детей в детском саду / Т.А. Репина. - М., 2000.

 

Поиск

Copyright Kids-Candy 2011 ©