ДЕТИ УЧАТСЯ ЖИТЬ У ЖИЗНИ
- Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
- Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
- Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
- Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
- Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.
- Если ребенка подбадривать, он учится верить в себя.
- Если ребенка часто хвалят, он учится быть благодарным.
- Если ребенок живет в честности, он учится быть справедливым.
- Если ребенок живет в доверии к миру, он учится верить в людей.
- Если ребенок живет в обстановке принятия, он находит любовь в мире.
К ЧЕМУ ПРИВОДЯТ ОБИДЫ
Обиды, внезапно возникающие и медленно накапливаемые, могут привести:
- К стремлению «уйти в себя»
- К изолированности
- К отчуждению во взаимоотношениях
- К стремлению «выяснить отношения», что может перерасти в конфликт
- К стремлению представить окружающую обстановку в «черных тонах»
- К еще большему перевесу эмоционального над рациональным
- К повышению нервно-психической напряженности
- К снижению активности
- К фокусированию познавательной активности на объекте обиды и, как следствие, к ограничению возможностей правильно оценивать поступающую информацию.
В общем виде обиды выступают как явление:
- Конфликтогенное,
- Стрессогенное,
- Депрессогенное.
НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ КАЖДОМУ ИЗ НАС, В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОГО НАХОДИТСЯ ДРУГОЙ ЧЕЛОВЕК, ТЕМ БОЛЕЕ – РЕБЕНОК, О ТОМ, ЧТО:
- Обидно, когда все беды, валят на тебя
- Обидно, когда успехи твои остаются незамеченными или приписывают другим
- Обидно, когда тебе не доверяют
- Обидно, когда другому – а не тебе! – поручают то, что ты можешь сделать хорошо
- Обидно, когда другие заняты чем-то интересным, а тебя заставляют продолжать надоевшее, унылое занятие
- Обидно, когда дело, поначалу интересное, превращается в обузу и занятие, от которого не отвяжешься
- Обидно, когда тебя сагитировали что-либо сделать, нарисовав радужную картину того, что должно получиться, а выясняется, что все это – на самом деле скучное занятие
- Обидно, когда из третьих рук узнаешь о себе «кое-что новенькое»
- Обидно, когда о тебе попросту забыли за своими заботами
- Обидно, когда тебя в чем-нибудь подозревают, а ты не имеешь возможности оправдаться
- Обидно и многое другое, о чем мы не вспомнили.
КАК СПОСОБСТВОВАТЬ РАЗВИТИЮ САМОУВАЖЕНИЯ И ЧУВСТВА СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА У ДЕТЕЙ
В ШКОЛЕ:
- Предоставить реальную возможность в достижении успеха!
- Проявлять постоянный интерес к ребенку, принимать и поддерживать его начинания.
- Обращать внимание на положительные стороны его характера, не подчеркивая прошлых ошибок и проступков.
- Постоянно одобрять, ободрять, хвалить ребенка, не быть никогда критичным, циничным по отношению к нему.
- Предупреждать неуверенность ребенка, боязнь ошибок, неудач перед новым делом, выбирая посильные для него задания.
- Уметь ставить реальные для него цели и давать реальную оценку его достижениям и успехам.
В СЕМЬЕ:
- Проявлять тепло во взаимоотношениях и эмоциональный отклик и поддержку во всем.
- Создавать атмосферу эмоциональной привязанности, непосредственного эмоционального общения в семье.
- Проявлять постоянную заинтересованность в ребенке, заботу о нем.
- Предпочитать требовательность – безразличию, свободу – запреьам, тепло в отношениях – отчужденности.
- Снимать авторитарные позиции в общении с детьми. Директивный стиль отношений в семье недопустим!
- Избегать ортодоксальных суждений, уметь признавать свои ошибки в общении с детьми.
«НЕТ ДЕТЕЙ – ЕСТЬ ЛЮДИ, НО С ИНЫМ МАСШТАБОМ ПОНЯТИЙ, ИНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ОПЫТА, ИНЫМИ СТРЕМЛЕНИЯМИ, ИНОЙ ИГРОЙ ЧУВСТВ».
ЯН КОРЧАК.
ГАРМОНИЧНОЕ ВОСПИТАНИЕ – ЭТО ПРАВИЛЬНОЕ ПОНИМАНИЕ ЕГО МОТИВОВ
1. ПРАВИЛЬНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ЛЮБВИ К РЕБЕНКУ.
Родительская любовь – это безусловная любовь. Ребенок должен быть уверен в родительской любви, в собственной безопасности.
2. ПРАВИЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ НЕЗАВИСИМОСТИ.
Родители должны признавать независимость поведения ребенка, его право на социальную, моральную и поведенческую автономию. Важно соблюдать динамичную, подвижную дистанцию в отношениях детей и родителей, особенно – в кризисные периоды (3, 7, 13 – 14 лет).
3. ПРАВИЛЬНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ В ВЫБОРЕ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ.
Единственно правильный мотив воспитания – содействовать становлению самостоятельной, ответственной личности, способной принимать решения и отвечать за последствия своих поступков.
«ГЛАВНЫЙ СМЫСЛ И ЦЕЛЬ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ – ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ, ГЛАВНАЯ ШКОЛА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ – ЭТО ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МУЖА И ЖЕНЫ, ОТЦА И МАТЕРИ…»
В. А. СУХОМЛИНСКИЙ
Дата публикации 1 октября 2011 года.